Эксперты McKinsey Global Institute провели исследование в 15 странах и выделили 56 фундаментальных навыков, которые должны привести к профессиональному успеху и самореализации.
КОГНИТИВНЫЕ НАВЫКИ
Критическое мышление (структурированное решение проблем; логические рассуждения; понимание предубеждений; поиск релевантной информации).
Планирование и способы работы (разработка плана работы; тайм-менеджмент и приоритизация; agile-мышление).
Коммуникативные навыки (сторителлинг ипубличные выступления; умение задать правильный вопрос; обобщение информации, комбинирование идей, формирование выводов; активное слушание).
Ментальная гибкость (креативность и воображение; перевод знаний в другой контекст; способность принять другую точку зрения; адаптивность; способность учиться).
НАВЫКИ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Самоосознание и самоуправление (понимание собственных эмоций и триггеров; самоконтроль ирегуляция; понимание своих сильных сторон; честность, добропорядочность; самомотивация и благополучие; уверенность в себе).
Предприимчивость (смелость и рискованность; инновационность и способность к переменам; энергия, страсть и оптимизм; нешаблонность мышления).
Достижение целей (самообладание и решительность; ориентация на достижение; выдержка и настойчивость; преодоление неопределённости; саморазвитие).
Умение мобилизовать людей (пример для подражания; беспроигрышные переговоры; мастерство и вдохновляющее видение; организационная осведомлённость).
Развитие отношений (эмпатия; внушение доверия; обходительность, тактичность, скромность; коммуникабельность).
Командная эффективность (умение вовлечь всех участников; мотивация; разрешение конфликтов; сотрудничество; обучение и наставничество; расширение прав и возможностей).
ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ
Свободное владение цифровыми технологиями (цифровая грамотность; цифровое обучение; цифровое взаимодействие; цифровая этика).
Использование и разработка ПО (навыки программирования; анализ данных и статистика; вычислительное и алгоритмическое мышление).
Понимание цифровых систем (информационная грамотность; понимание смарт- систем; понимание кибербезопасности; технический перевод и поддержка).
После прочтения трудно не согласиться со словами М.Каку: «Чтобы добиться реального успеха, нужно развивать те способности, которые недоступны роботам: креативность, воображение, инициативу, лидерские качества. Общество постепенно переходит от товарной экономики к интеллектуально- творческой».
Отдельно хочется сказать про такой важный метанавык, как метавнимание. Другими словами, это фокусировка на собственном внимании, способность осознавать, сосредоточены вы или же ваше внимание рассеялось. И у детей, и у многих взрослых сегодня существует проблема рассеянного внимания, когда каждые несколько минут взгляд падает на экран телефона для проверки push-уведомлений. Метавнимание позволит добиться сосредоточения на деятельности, в будущем это может стать одним из ключевых и обязательных навыков. Представьте, что источников, со всех сторон привлекающих к себе человек, станет в разы больше, и сфокусироваться на важном станет просто невозможно без определенной тренировки метавнимания.
Что позволит формировать у учеников описанные выше навыки? Прежде всего, открытость образовательной среды. Это возможность каждому учащемуся создавать «свое», иметь свой результат, отличный от результатов другого ученика.